Секция Айкидо Това Додзе          

25 Февраль 2014

Комментарии:

0
 Февраль 25, 2014
 0
камаэ

                                                                                             «Айкидо — это то, как я стою перед вами»

Морихэй Уэсиба

Способов изучения айкидо (его стилей) сегодня существует огромное множество, благодаря различным взглядам учеников сэнсэя Уэсибы на последовательность изучения фундаментальных основ, которые на самом-то деле неизменны и универсальны, будь это айкидо, каратэ или бокс. Каждый стиль имеет собственные предпочтения в методиках обучения, в тех или иных компонентах. Другое дело, что не везде основы эти систематизированы, т.е. доступны для понимания большому числу людей.

На первый взгляд может показаться, что многообразие внешних форм в различных стилях айкидо продиктовано различием технических подходов, однако это в корне неверное утверждение. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на «классиков жанра» высокого уровня, от 5 дана и выше. Их техника со временем вне зависимости от стиля становится чрезвычайно похожей друг на друга и всё это потому, что период базового обучения проходит, а используемые принципы становятся совершенно одинаковыми по своей сути и содержанию. Правда здесь имеется одно немаловажное НО. Очень часто, стремясь походить на того или иного мастера, начинающие (и не очень) айкидоки не учитывают таких вещей, как индивидуальные особенности мастера, его возраст, опыт, физические ограничения, и начинают слепо копировать внешнюю форму, полагая ее апогеем правильного айкидо.

Проблема заключается в том, что для того, чтобы по-настоящему скопировать мастера, надо самому стать им, пройдя многолетний период интенсивного обучения, которое должно в полной мере соответствовать  тому, что испытал данный человек за свою практику, получить травмы, опыт, и прийти, наконец, к индивидуальному, своему айкидо. Не говоря уже о том, что в период обучения методы должны соответствовать не визуальному ряду, а пониманию его фактического содержания, которое в первую очередь определяется качеством первоначальной подготовки и методики самого процесса обучения.

Таким образом, на любом уровне освоения айкидо, основополагающую роль играют все же базовые принципы и их качество, а не то, насколько суров айкидока, уничтожающий своих укэ пачками, с пренебрежительным взглядом на лице и использованием бугристых мускулов.

Универсальность здесь – это именно то, что должно не отличать, а объединять различные стили айкидо. Возьмем простой пример. Какая конструкция, подпирающая падающую стену, будет наиболее прочной: прямая или дуга? Чем эффективнее толкать любой предмет: прямой палкой или резиновым шлангом? Ответы на все эти вопросы очевидны, как и должно быть очевидным то, что чем быстрее навыки подобного рода будут получены каждым учеником, тем эффективнее будет результат обучения.

Давайте взглянем на основы айкидо через призму камаэ Ёсинкан, тем более, что помимо основной обучающей роли оно часто несет в себе существенный раздражитель для представителей других стилей БИ и СЕ, что часто является следствием обычного непонимания.

Сначала определимся с задачами камаэ. Этих задач превеликое множество, но сейчас упомянем лишь самые основные и чисто механические.

  1. Устойчивость позиции (чаще всего речь идет об устойчивости по линии перемещения, как фронтальной, так и со стороны спины).
  2. Обеспечение экономичности и скорости перемещения.
  3. Создание условий для формирования и последующего эффективного переноса  сформированного усилия.

Что же выделяет камаэ в Ёсинкан среди других стилей? Прежде всего, это визуальные факторы, такие как фронтальная позиция бёдер, небольшой (естественный) разворот стопы впередистоящей ноги наружу, всегда прямая опорная (сзадистоящая) нога, а также положение рук, напоминающее позицию при работе с мечом. За это еще представителей Ёсинкан часто называют «Буратинами». Помимо визуальных, существует множество скрытых факторов, которые, тем не менее, именно в Ёсинкан достаточно четко и обоснованно регламентированы, что при подробном рассмотрении позволяет говорить о камаэ, как о первичной основе айкидо вообще.

Необходимо сразу же оговориться, что классическое камаэ не является стойкой в привычном понимании. Это лишь инструмент обучения, который при правильном подходе и позволяет в итоге понять суть айкидо. Ведь разумеется никто не будет становиться в каноническое учебное камаэ на улице для того, чтобы показать супостату айкидо? Т.е. говоря о камаэ, мы, прежде всего, должны подразумевать определенный набор принципов, который имеет решающее значение во всех сферах, от оценки эффективности техники, до ее непосредственного применения. Освоив камаэ, человек, по сути, осваивает само айкидо, а когда состояние камаэ становится для него естественным, то ЕГО айкидо соответственно и есть «то, как он стоит перед вами». Именно поэтому опытному профессионалу достаточно посмотреть, как человек стоит и ходит, после чего многое становится понятным.

Причем ни эзотерических концепций, ни каких-либо религиозных философских толкований в приведенной фразе Уэсибы не было и нет. В данном материале мы не будем вести речей о накоплении и использовании «ки», играх с потоками и т.д. Материалистический подход вполне способен дать обоснованные ответы на любые вопросы, связанные с айкидо и именно этого подхода придерживался Годзо Сиода. Благодаря этому стало возможным отодвинуть напускную таинственность и посмотреть на камаэ с прагматической точки зрения.

Для начала взглянем на причины именно такого «своеобразного» положения рук в учебном варианте камаэ.

камаэ

Это положение, когда безымянные пальцы обеих раскрытых ладоней параллельны полу. Один – на уровне солнечного сплетения, второй — на уровне пояса.

Обычно направленные вперед (стремящиеся за безымянными пальцами) руки многие пытаются объяснить работой с мечом, однако это не совсем, а точнее не до конца верно. Все дело в том, что в стилевых стандартах оговорены и такие моменты, которые при работе с мечом невозможно проконтролировать в принципе. Методически положение рук полностью должно соответствовать их естественной позиции и (приблизительно) уровню мышечного напряжения, как если бы они свободно висели вдоль тела. При этом с учетом естественного сгиба, руки немного согнуты в локтях таким образом, что в целом рука от плеча до кончиков пальцев напоминает изгиб меча:

камаэ

Безымянные пальцы обеих рук при этом параллельны полу. Ладони раскрыты фиксировано, но без напряжения кисти — ровно настолько, насколько это требуется для поддержания формы. Ладони обеих рук, по сути, лежат в плоскости симметрии тела по ходу центральной линии. Суставы больших пальцев при этом являются удобным инструментом для определения разведения локтей в стороны (если суставы пальцев завалены внутрь, позиция неправильная). Данная конструкция позволяет научиться фиксировать руки в положении, когда сгиб рук естественный, плечи и локти опущены вниз, сухожилия не натянуты. Отход от данной схемы мгновенно вызывает паразитное напряжение мышц и натяжение сухожилий.

Направление указательных пальцев при исполнении любой техники указывает потенциальное направление для наиболее эффективного приложения силы всего тела (вектор горизонтального смещения центральной линии), в т.ч. броска.

Полностью расслабленная кисть, а также кисть раскрытая и фиксированная (но не напряженная) создают различные положение сухожилий и лучевых костей предплечья, что часто используется в техниках, как часть одного целого, способствуя объединению партнеров в кинематическую систему с единым центром в зависимости от текущих условий.

Большой палец верхней руки указывает на воображаемый «центр вращения» (примерно 5-10 см вверх), вокруг которого производится движение рук при выполнении «хирики но ёсей». Это впрочем единственно правильный и эффективный способ работы при плотном захвате.

Иными словами, вся учебная форма, принятая для тренировки положения рук в камаэ, является наглядным пособием и индикатором для устранения ошибок, которые всегда находятся перед глазами, а также помогают формировать правильную постановку тела «выше пояса», способствуя помимо всего прочего еще и определенному развивающему эффекту за счет постоянной работы с чередующимся статическим напряжением.

То есть, помимо разного рода индикаторов и нюансов, о работе рук можно говорить, прежде всего, как о приобретении навыка правильной фиксации форм. Почему это важно? Да потому, что по мере изучения айкидо эти навыки жизненно необходимы в качестве фундаментальных, т.к. руки обеспечивают связь частей тела, являются рычагами для приложения и направления фокусируемой силы, а этот компонент невозможен для освоения без скрупулезного к нему подхода.

Теперь перейдем к ногам, бедрам и положению спины.

Раньше положение ступней в камаэ несколько отличалось от того, которое принято в наши дни. Например, часто можно было увидеть слишком большой выворот передней ступни наружу или избыточную загрузку впередистоящей ноги. Вполне возможно, причина в том, что изначально этому не придавалось большого практического значения, либо  на то существовали иные причины, однако стиль развивается, и, с течением времени, видоизменяются его стандарты. В настоящее время наиболее эффективной считается следующая схема:

камаэ

То есть форма по мере развития все больше и больше приближается в естественному «остановленному шагу». На то существует ряд причин:

  1. Минимизация времени, затрачиваемого на занятие необходимой позиции (в будущем — перемещение).
  2. Увеличение поперечной устойчивости за счет возрастания площади опоры.
  3. Естественность постановки ног, т.е. нет необходимости идти по одной линии, что является несвойственным для обычной ходьбы (за исключением показов моды).
  4. Такая позиция помимо прочего облегчает сохранение фронтальной постановки бёдер.

При этом опорная (сзадистоящая нога) полностью прямая и упирается в поверхность внешним ребром стопы (полная аналогия со статическим нанесением удара ёко гери). Впередистоящая нога при этом почти полностью расслаблена и обеспечивает только роль гибкой фиксированной опоры для ЦЛ тела за счет статического напряжения необходимого минимума мышц, поддерживающих коленный сустав.

 Теперь посмотрим на положение ног в профиль:

камаэ

Красным цветом на рисунке схематично показана правильная позиция. Синим цветом указана «линия потенциального сгиба». Это наиболее типичная и сложная проблема, связанная с отсутствием фиксации в коленном суставе в статике и в движении, что приводит к множеству технических проблем в будущем. Избежать их возможно только за счет комплекса факторов, одним из которых является обязательная направленность колена опорной ноги по ходу стопы, т.е. в сторону. В свою очередь колено впередистоящей ноги двигается свободно и при отсутствии излишней нагрузки должно обеспечивать положение постоянной готовности к быстрому перемещению, для чего баланс глубины позиции должен соблюдаться с предельной точностью.

Положение бедер в позиции камаэ, как в статике, так и в движении – наиболее сложный вопрос, т.к. именно данный фактор обеспечивает передачу усилия, устойчивость (контроль ЦТ) и сохранение «каркаса». Но, несмотря на сложность освоения, описание правильной позиции выглядит достаточно просто:  бедра (как и плечи) перпендикулярны горизонтальной проекции центральной линии на плоскость и находятся на одном уровне. Здесь в целях постановки правильного камаэ необходимо уделять наибольшее количество времени замыканию бедер в любой конечной позиции и их расслаблению в позициях промежуточных. При этом формируется такой немаловажный компонент, как «дзансин». Для новичков самым сложным обычно является принятие того факта, что для придания бедрам (и телу вообще) необходимой геометрии, нет нужды в скручивании всего тела или выведении вперед бедра сзадистоящей ноги. Идея заключается в том, чтобы убрать назад-вниз бедро впередистоящей ноги, оставив позицию противоположного бедра неизменным.

Нельзя обойти вниманием также и позицию коленей. Основной идеей в положении камаэ и при перемещениях является сонаправленность коленей и ступней. Вместе с тем, развитие гибкости и контроля коленей позволяет кардинально улучшить понимание всех без исключения принципов айкидо. Можно даже с полной уверенностью заявить, что если у вас есть технические проблемы, то они заключаются в коленях.

Вообще, просматривая в интернете видео на тему айкидо Ёсинкан, особенно в его российской версии, можно обратить внимание на еще один крайне важный момент, а именно — положение спины в камаэ при перемещении и в завершении техник (дзансин). Именно этот нюанс как никакой другой позволяет оценить в полной мере множество факторов, касающихся как исполнения самой техники, так и понимания исполнителем того, что и зачем он собственно делает.

Возьмем для примера один из самых часто встречающихся в России вариантов:

камаэ

Так как на рисунке очевидно просматриваются некоторые ошибки, попробуем разобраться с данным явлением и его предпосылками. Ведь когда явление становится не единичным, можно предполагать о наличии некоей системной проблемы.

Итак, что же должно представлять собой положение (состояние) камаэ? По меньшей мере, оно должно соответствовать своему назначению в качестве учебного компонента, а, следовательно, удовлетворять определенным фундаментальным принципам.

Из 11 принципов Айкидо Есинкан, сформулированных Годзо Сиодой, в случае с камаэ  очевидно применимы достаточно многие из них:

  1. Сила центральной линии (сохраняйте центральную линию прямой).
  2. Сфокусированная сила (сила развиваемая объединением всего тела).
  3. Владение равновесием.
  4. Вхождение (движение тела, которое позволяет вам войти сферу вашего укэ).
  5. Тайминг
  6. Удары (момент контакта становится ударом).

Конечно, в той или иной мере применимы и 5 остальных, но перечисленные принципы осваиваются посредством практики камаэ наиболее явно. Следует сразу отметить, что и глубокое положение хирики и сизентай являются частными проявлениями камаэ, т.к. основаны на абсолютно идентичных принципах. Мало того, все обучение должно подводить к тому, чтобы любая позиция в пространстве, любое положение, отвечали принципам камаэ. Пройдем по всем принципам по порядку.

Что же такое центральная линия и ее сила, применительно к камаэ? Прежде всего, эта та воображаемая линия (или даже плоскость), в которой вы стоите или двигаетесь, включая ЦТ, руки и ноги. В камаэ эта плоскость проходит через фронтальную линию симметрии тела. Но одновременно в понятие центральной линии вкладывается и другая, более осязаемая вещь, а именно то, что т.н. «центральная линия тела», или, если хотите, базовый стержень, движется вместе с телом вперед и назад в этой плоскости, не меняя своего состояния:

камаэ

Ее проекция на пол образует при этом линию направления движения:

камаэ

При рассмотрении нашей гипотетической линии сбоку, она выглядит немного изогнутой дугой, т.е. будучи прямой на плоскости, в пространстве она напоминает слегка натянутый лук.

Зачем все это нужно? Все очень просто — это наиболее эффективный и наименее энергозатратный способ объединить силу всего тела и перенести ее вперед, сфокусировав в точке приложения. В обратном варианте это наиболее оптимальный способ перенаправить силу встречного удара (воздействия) в опорную ногу, а не в поясницу. Ведь положение камаэ в идеале полностью идентично сизентай (ноги на ширине плеч), а единственное отличие в том, что линия, меняя угол наклона, не меняет радиуса кривизны, перемещаясь по ходу движения.

Тем не менее, очень часто мы наблюдаем картину, когда эта линия (разумеется, при рассмотрении в профиль) деформируется:

камаэ

Причем это может происходить как с бедрами в целом, так и при участии лишь одного бедра, на котором вы не сидите. Несложно заметить при этом, что в процессе деформации конструкции неизбежно участвует вся кинематическая цепь, от колена опорной ноги до поясницы и грудного отдела позвоночника.

К чему это приводит, думаю объяснять излишне. Энергия движения, формируемая от точки опоры, попросту рассеивается. При этом визуальная компенсация этой деформации исполнителем (возврат линии на место) по окончании самого движения лишь еще ярче показывает наблюдателю, что компонент ЦЛ на самом деле не контролируется, т.к. статическая фиксация конструкции недостаточна.

Причем на рисунке показан довольно умеренный ход этой линии, в то время, как чаще всего амплитуда этого паразитного движения намного больше.

В джиу-вадза это можно легко заметить, если каждый бросок сопровождается двумя крайностями: либо туловище ситэ «кивает» за укэ, возвращаясь в исходное якобы для демонстрации «формы», либо напротив – отклоняется назад до упора, чтобы избежать ошибки №1, при этом формируя грубую ошибку №2. Повторяю – это следствие одних и тех же причин с незначительными вариациями. Вернемся к наиболее типичной форме камаэ, когда очевидно имеются проблемы базового характера:

камаэ

Сразу бросается в глаза большой радиус кривизны нашей условной линии. При этом верхняя ее часть направлена точно вверх. Если, не меняя положения данной линии, вернуть тело в положение «сизентай», человек попросту упадет на спину. О чем это говорит?

  1. Нагрузка при формировании усилия через руки ложится на поясницу.
  2. Колено впередистоящей ноги работает недостаточно гибко, что приводит к необходимости компенсации заваливания ЦТ вперед и инерцию именно таким положением спины. В свою очередь данное действие еще надежнее «запирает»  колено.
  3. Прогиб отличный от «сизентай» создан искусственно, соответственно потрачена энергия, а существенная часть веса оказывается на впередистоящей ноге, ведь опираться на другую ногу при вертикальном положении спины физиологически невозможно.

То есть само понятие ЦЛ при таком положении теряет свою эффективность на 80% и при этом еще и крайне травматично для поясничного отдела позвоночника. Ведь что обычно происходит, когда вы хотите сломать палку или карандаш? Вначале они испытывают деформацию (изгибаются) в полном соответствии с вышеприведенным рисунком, после чего происходит слом конструкции. Ограничьте степени свободы на изгиб – и сломать карандаш станет попросту невозможно. Отсюда можно сделать логичный вывод, что ограничение степеней свободы кинематической цепи – есть основная и важнейшая задача методического обучения. Конечно же, для полноты понимания данного вопроса разработано и успешно применяется множество подводящих упражнений. Тем не менее, многие ими пренебрегают, считая работу над нюансами потерей времени и малозначащей чепухой. Собственно именно отношение чаще всего становится препятствием к устранению недостатков и техническому росту, а в наиболее запущенных случаях оно приводит к технической деградации, которая к слову протекает быстрее прогресса. Ломать – не строить. Если человек изначально будет двигаться по пути бездумного повторения увиденного, это может стать началом конца его карьеры в айкидо.

Ну и напоследок приведу один небольшой пример. Часто, например, такую вещь, как фронтальную позицию в Есинкан и положение «ханми» в Айкикай воспринимают как антагонизмы, начиная сразу рассуждать о боевой эффективности в обоих случаях. Тем не менее, никаких противоречий в данных различиях нет. Это всего лишь различные подходы к использованию одного принципа, разные методы изучения одного и того же. Вопрос лишь в уровне контроля, в освоении управления собственным телом. В Ёсинкан принято собирать большое и прекрасное путем сложения малого и часто мучительного J. Поэтому всегда надо четко понимать, что вы видите: поединок айкидок или демонстрацию каких-либо принципов. Да и здесь впрочем, нелишне уточнить, на что именно в данный конкретный момент  делается тот или иной акцент.

В заключение нашего обзора можно лишь отметить, что для полного и детального разбора вопроса необходимо было бы написать целую книгу, т.к. все айкидо собрано в камаэ и его нюансах. Изучайте айкидо через основы, и тогда появится надежда на то, что вы не бессмысленно проводите время в зале.

© Антон Болотов

Top
Translate the page »