Давайте немного поговорим об укэми. Чаще всего встречаются два основных мнения о том, что же собой представляет укэ и какова его роль в айкидо. Первое – укэ представляет собой мешок, т.е. пассивного напарника, единственная роль которого сводится к тому, чтобы красиво упасть, не забыв показать при этом брутальность сэнсэя. Второе – как любят выражаться «специалисты» на различных форумах, это «мотивированный и сопротивляющийся» противник. Обе точки зрения неверны. В первом случае укэ просто не атакует и, соответственно, вообще не создаёт начальных предпосылок для техники, а следовательно, реагировать попросту не на что. Второй вариант вообще выглядит неадекватно, т.к. с точки зрения цели и идеи айкидо «мотивированный и сопротивляющийся» противник физически не может существовать.
Айкидо всегда изучается через парные ката. Как «эзотеристы», так и «реальщики» все время забывают (или не знают), что основной задачей этих ката является постепенно научить человека адекватно реагировать на создавшиеся условия. Так вот, укэ как раз и создаёт эти самые условия в этих самых ката. Все остальные соображения – индивидуальные фантазии. Какой скажите смысл делать иккадзё (иккё) если укэ выходит исключительно на котегаеши? Именно поэтому, когда мы смотрим на выступления мастеров достаточно высокого уровня, да и просто на грамотно исполненную технику, нам кажется, что укэ падают сами. И это вполне естественно, ведь штэ (тори) двигается лишь туда, куда двигается укэ.
Да и вообще укэми, несмотря на кажущуюся простоту термина, является намного более сложным понятием, чем принято считать. Это не просто искусство падать, сохраняя при этом здоровье, но и важнейший методический инструмент, без которого нормально изучать Айкидо попросту невозможное занятие. Для начала посмотрим, что же означает сам термин:
Uke Укэ ? – защита, оборона. В практике боевых искусств – тот, кто подвергся нападению и вынужден проводить техническое действие с целью самообороны.
? – mi– тело
Однако терминологической составляющей понятие укэми в Айкидо не ограничивается. Разумеется, существуют различные стили Айкидо, где подход к вопросу укэми сводится к простому – «делают технику – защищайся», либо укэ вообще делает что хочет, а на нем оттачивают мастерство замков и заломов, основанных на физической силе и (якобы) реальности применения. Только всего перечисленного недостаточно для полноценного понимания техники. Ведь в плане обучения укэ является абсолютно равным по значению своему партнеру, который выполняет технику или делает парное упражнение. Основа любого Айкидо (кроме Реального айкидо ) – сотрудничество и чувство партнера, которое невозможно без равноценного вклада в процесс обоих сторон. В чем же помимо прочего заключается этот вклад, если рассматривать укэми как явление?
Первое – это навыки ассистирования в целом. То есть укэ должен четко представлять, что от него требуется и выполнять свою роль четко и по возможности без существенных ошибок.
Второе – правильная атака. Правильная здесь не означает «быстрая». Она должна полностью соответствовать по своему наполнению заданной скорости текущей работы, разбираемой технике и, в то же время, концепции защиты самого укэ, а также быть правильной чисто технически (речь о форме и биомеханике ударной техники или захватов).
Третье – своевременное реагирование. Всем знакомая ситуация — начинаем делать технику, укэ остановился и упёрся. Всё, техника «не сработала», хотя это (чаще всего) лишь результат неправильного ассистирования, а именно неграмотного предоставления условий для работы со стороны укэ.
Четвертое – укэ должен быть естественным сообразно ситуации. Ведь скажем редко кто в настоящей жизни схватит вас за руку и примется изо всех сил напрягаться чтобы этот захват удержать. Чтобы атака достигла цели, и контратака не прилетела в ответ самому штэ (тори), укэ (или в случае с улицей — агрессор) просто обязан двигаться.
Давайте разберемся, какова должна быть практическая задача укэ, как партнера и ассистента. Предположим, что 2 айкидоки встали друг напротив друга и собираются отрабатывать сёмэн учи иккадзё (иккё) в варианте кихон вадза (т.е. настолько базовая база, что дальше некуда). Что требуется от укэ?
1) Создать условия, согласно которым иккадзё (иккё) будет наиболее органичной (а лучше единственной) возможной реакцией партнера на атаку.
2) Нанести шомэн учи таким образом, чтобы траектория удара, перемещение центра тяжести при атаке на любой (!!!) скорости соответствовали реальной атаке, например удару бутылкой по голове.
3) Среагировать вовремя и наиболее естественным образом во избежание травмы. Именно этот пункт может вскрыть техническую ошибку штэ (тори) при выполнении техники.
4) Не останавливаться (особенно при пошаговом исполнении техники) и не мешать партнеру, если скорость исполнения невелика, т.к. эта возможность практически отсутствует при нормальной скорости и правильном исполнении (см. п.2).
Все перечисленное в совокупности дает возможность изучить базу, фундаментальную основу, которая по мере накопления опыта может быть вписана в целый спектр похожих атакующих действий. В то же время, постоянно меняясь ролями, партнеры имеют возможность почувствовать, как именно должен работать тот или иной элемент техники в условиях, приближенных к идеальным. Т.е. это еще и лучший способ понять технику вообще. А что же получится, если укэ действует сам по себе, не заморачиваясь на всю эту «условную ерунду»?
Многие, кто не признает важнейшую роль укэми в методическом плане, сетуют на то, что от реальности атаки, производимые в соответствии с указанными критериями сильно отличаются. Вот только это самое большое заблуждение.
Если вы хотите действительно изучать айкидо, прежде всего не поленитесь и начните всё с изучения работы укэ в каждом техническом элементе. Укэ вообще выполняет более 90% работы в технике. Если же вы будете выполнять технику независимо от укэ, то в этом случае вы уже будет являться агрессором, а соответственно, айкидо уже надо применять против вас. В этом случае ваша техника просто не будет работать.
Непонимание этого простого принципа, как правило, приводит к непониманию идеи айкидо со стороны приверженцев «реальных и эффективных» техник. Вряд ли технику можно назвать эффективной и реальной, если для того, чтобы «победить противника» требуется больше одного двух технических действий (в реальной драке у вас просто не будет времени на клинчи, серии, партеры и т.д.) или вам нужно явное физическое превосходство. Или другая крайность…. Медитировать и развивать Ки, т.е. тихо сидеть и развивать…. А то, что сидя вы вряд ли сможете научиться чувствовать своего партнёра, и использовать его энергию, уже никого не волнует.
Парные ката предназначены именно для того, чтобы сделать вашу технику максимально эффективной, т.е. учит делать так, чтобы вы тратили как можно меньше действий и физических сил на неё. В идеале ваши затраты должны сводится к нулю, и именно поэтому ваша физическая кондиция при хорошем техническом уровне (почти) не имеет значения.
Потому в этом свете роль укэ крайне важна. Изучение техники всегда должно начинаться с изучения того, что и как укэ должен делать и почему… Если на этот вопрос нет ответа, дальнейшие телодвижения теряют смысл и превращаются в набор практически бесполезных (с точки зрения айкидо) физических упражнений
Кроме того, именно отсюда, из работы укэ, строится понимание того, что и как должен делать штэ (тори).
И главное: там где есть боль, сопротивление, соударение и физические усилия выше средних бытовых – айкидо заканчивается. А что там начинается вместо него – уже совершенно другой вопрос.
© Алексей Казаков, Антон Болотов [по материалам http://ренсинкай-айкидо.рф]
Комментарии:
0