Секция Айкидо Това Додзе          

17 Декабрь 2013

Комментарии:

2
 Декабрь 17, 2013
 2

Этапы обучения, свойственные традиционному айкидо Ёсинкан мало отличаются (по сути) от стадии подготовки учеников спортивных стилей единоборств. Это не шутка и не фантазия. Сроки подготовки, методологическая последовательность, построенная на стыке научных знании и традиционных, проверенных временем решений — во всем этом можно уловить сходство между различными системами. Отличие большинства единоборств от айкидо заключается лишь в наличии соревнований в прямом понимании, да и вообще поединков, где определяется сильнейший. Впрочем, и в спорте и в БИ «сильнейший» — не обязательно означает «наиболее техничный». Ведь зачастую, победа достигается отнюдь не техникой и не красотой исполнения. В этом можно убедиться, сравнив наиболее техничных и талантливых наподобие молодого М.Тайсона или Р.Джонса младшего и стабильных, но скучноватых работяг вроде братьев Кличко. Разница налицо. В традиционных же восточных боевых искусствах проявление качества того, что ты делаешь, концепции «здесь и сейчас», напротив — во многом являются одними из базовых критериев. Искусство должно оставаться искусством.

Давайте взглянем на то, как строится базовая подготовка «с нуля» и до достижения уровня, когда уже можно говорить о наличии каких-то более-менее серьезных навыков. Как правило, это период от 5 до 10 лет. Большой временной разброс обычно обусловлен режимом тренировок, их длительностью и интенсивностью. Ведь кто-то ходит 1-2 раза в неделю по часу «для себя», а другие не вылезают из зала ежедневно. Разумеется, что стаж в годах при этом будет относительной величиной.

Тем не менее, в этот раз мы рассмотрим самые основные (условные) стадии обучения и последовательность приобретения определенного рода знаний.
Как уже говорилось, в целом обучение происходит в несколько усредненных базовых этапов:

Первая стадия — это начальная подготовка, подразумевающая практическое знакомство с внешней формой перемещений, подводящих упражнений и страховок. В этот период мозг человека адаптируется к новым двигательным шаблонам и выстраивает новые для себя нейронно-мускульные взаимосвязи, в основном отталкиваясь от комбинирования визуального ряда и попыток практической реализации увиденного. В принципе это рядовой процесс для любого нового вида деятельности. Постоянное повторение ранее не свойственных человеку в обычной жизни движений, стимулирует сильный подсознательный дискомфорт, а части тела работают не слаженно и весьма неуклюже, т.к. необходимые навыки пока отсутствуют. Для того чтобы начать объединять собственное тело в единый эффективный инструмент для определенного рода деятельности, необходимо огромное количество раз совершать каждое движение хотя бы схематически правильно. Это неизбежно порождает чрезмерную сосредоточенность на каждом отдельном действии или при нахождении в определенной статической позиции. Как следствие, повышенное внимание к мелочам только усиливает напряжение и ощущение неестественности и неудобства от предлагаемых методикой позиций и перемещений. Это нормально. Учитывая тот факт, что мозг человека способен осознанно обрабатывать лишь последовательность (т.н. стек) определенных задач, получается, что даже обычный шаг (перемещение) или стойка поначалу требуют контроля невероятного количества различных факторов. Эго положение бедер, коленей, наклон спины положение стоп, локтей, кистей рук и т.д. Всё это продолжается до тех пор, пока перечисленные задачи не перестанут требовать от ученика прямого и постоянного сознательного контроля.

Здесь существует два очевидных плюса. С одной стороны система подготовки порождает первичное освоение определенных шаблонов, так необходимых в дальнейшем, а с другой — напряжение (умственное и физическое) и непрерывный самоконтроль запускают естественный механизм физической адаптации. Иными словами, так как любое действие здесь помимо прочего требует существенных физических усилий, на выходе мы получаем период не только технической, но и опосредованной начальной физической подготовки. В ходе динамического и статического напряжения на различных стадиях наработки, укрепляются суставы, связки и группы мышц, которые активно задействованы на каждой тренировке.

Конечно, трудно назвать правильным грубое (по сути) и не наполненное содержанием исполнение такого рода, однако данный этап является необходимым и естественным. Несмотря на неудобства, организм приобретает необходимые ему физические кондиции и выносливость, которые, помимо очевидной оздоровительной составляющей, способны компенсировать технические огрехи, допустим, в какой-либо чрезвычайной ситуации за пределами зала. Не техникой, так силой. Минусом данного этапа является высокая вероятность получения травм на тренировках. Причина заключается в отсутствии необходимого опыта, излишнем напряжении и (часто) невнимательности при выполнении указаний инструктора, так как технике безопасности всегда уделяется большое значение при отработке каждого элемента. Этим же объясняется небольшое количество первоначально изучаемых техник. Увеличение их числа попросту не принесет эффекта в силу самой специфики данного периода подготовки. Его приблизительная продолжительность — с 10 по 7 кю.

Вторая стадия является прямым продолжением предыдущей. Высокая вероятность получения травм по невнимательности сохраняется и здесь. Направленность упражнений смещается на более тщательную проработку базовых позиций и движений, а количество изучаемых техник плавно увеличивается. Уровень исключения начальных двигательных навыков из цепочки принятия решений несколько выше, чем вначале, что способствует осознанной работе над более сложными техническими схемами. В то же время кихон-доса и укеми количественно практикуются без существенных изменений, продолжая совершенствоваться качественно, с учетом всё новых и новых нюансов. Так мозг постепенно переключается на запоминание более сложных конструкций, смещая акцент с самих движений на их последовательную комбинированную реализацию с одновременным сохранением контроля над эталонами базовых форм.

Разумеется, что такое своеобразное «переключение» может быть лишь эволюционным, последовательным. Невозможно проскочить первый этап и начать изучать техники как приемы, в надежде, что из этого выйдет толк. Конечно же, можно заставить техники работать каким-то образом в виде конкретных приемов, без особой привязки к ситуации (в виде «взял и сделал то, что вышло» или «а вот как я могу») но на выходе получится жесткое силовое исполнение некоей комбинации внешне похожих на техники айкидо действий, ничего общего не имеющих с методикой и целями изучения айкидо. То есть постулат «от простого к сложному» продолжает выполняться, а понятие «знания приема» находится крайне далеко от понятия «технического навыка» и возможности его практического применения.

Кроме всего прочего, на данном этапе происходит первоначальное отсеивание некоторых учеников, которые сами уходят, не получив того, чего хотели. Ведь часто их кругозор ограничен лишь «приемами», а это как раз стадия, когда некоторое количество «приемов» изучено, какие-то схемы доведены почти до автоматизма, потрачено достаточно много времени и сил, но с точки зрения айкидо пока практически ничего не работает, особенно если попытаться человека ломать. С позиции психологии такая ситуация (отсутствие практически применимого в бою результата) достаточно сложный этап, так как он не является целью или сутью обучения, а лишь является одной из важных промежуточных стадий. Поэтому риск конфликта желаний, интересов и возможностей крайне велик. Учитывая то, что движения здесь комбинируются, количество технических схем растет, по аналогии с первым этапом закономерно продолжается состояние постоянного напряжения, жесткости исполнения и «деревянности» движений. Именно представителей данного этапа обучения в Ёсинкан несведущие люди характеризуют как «Буратино», а по причине наибольшей массовости данного «сословия» проецируют эти характерные черты на всех представителей стиля вообще.

Неотъемлемой частью психологии многих учеников, находящихся в данной стадии является также максимализм суждений и двухполюсная оценка технических элементов и слов инструктора. Есть чёрное, и есть белое. «Верю» и «не верю». А также сплошные «но», сосуществующие с необходимостью слышать и главное — понимать информацию, исходящую от инструктора, что идет вовсе не на пользу прогресса в обучении. Плюсы заключаются в том, что именно на данном этапе происходит основное становление базовой техники и идет работа над теми нюансами, которые при неправильном освоении впоследствии будет неимоверно сложно исправить.

С точки же зрения постановки навыка происходит усложнение приобретенной на первом этапе системы взаимодействия нейронов мозга, отвечающих за определенные действия, увеличивается количество их взаимных связей, что позволяет наращивать количество мелких навыков доведенных до автоматизма и, таким образом, осваивать новый, более сложный материал, т.е. технически прогрессировать. Это можно сравнить с тем, как если бы человек, включая на протяжении долгого срока одни и тот же выключатель, постепенно начинал делать это не глядя, автоматически, безошибочно протягивая руку, куда необходимо в соответствии с мышечной и ситуативной памятью, вне зависимости от наличия освещения или иных отвлекающих факторов. Продолжительность такого этапа приблизительно с 7 по 3 кю.

Третий этап охватывает 3-1 кю. Здесь основа характеризуется дальнейшим смещением акцента на правильность, четкость и выверенность движений, еще более детальным вниманием к нюансам кихон-доса и кихон-вадза. В целях дальнейшего совершенствования имеющихся и формирования новых двигательных навыков появляются динамичные формы (оё-вадза и различные упражнения в движении), призванные научить студента использовать навыки базовых перемещений в целях освоения принципов правильной дистанции, тайминга, входов и взаимодействия с партнером. В связи с этим, текущая стадия обучения сопряжена с началом обучения расслаблению при сохранении фиксированных форм, где механизм освоения навыка аналогичен работе с перемещениями и техническими действиями. Т.е. приспособление к расслаблению, фиксации формы и начальные навыки использования минимума силы начинают проявляться эволюционно, по мере освоения базового уровня динамичных перемещений и техник, становясь необходимым в момент освоения взаимодействий и шлифовки кихон-доса (в части правильности углов и схем, а также принципов воздействия).

Постепенно в процесс обучения также вводятся подводящие упражнения и отдельные элементы джиу-вадза. С точки зрения практической реализации, этот этап по-прежнему, хотя и в меньшей мере, отличается жесткостью исполнения и невысоким качеством взаимодействия с партнером. Тем не менее, уровень наработанных навыков уже достаточно высок, чтобы быть способным применять известные ученику техники в качестве айкидзюцу, т.е. с использованием жестких форм воздействия и демонстрировать требуемый и приемлемый для текущего опыта уровень базовых форм в программных техниках.

Четвертый этап обучения предназначен для совершенствования комплекса полученных ранее навыков, устранения недоработок в базовых формах и постепенного перехода к освоению непосредственно взаимодействия с партнером при ярко выраженной минимизации грубой силы. Для этого требуется интенсивная наработка четкости исполнения различных элементов согласно требованиям школы в совокупности с большим количеством упражнений на чувство партнера и использование его атаки для выполнения различных технических элементов и принципов. Как правило, к этому периоду уже относительно хорошо освоены перемещения, навыки укеми-реагирования, а также заложены основы для понимания принципов комплекса техник, предусмотренных программой обучения. Период данного этапа от 1 кю до 2 дана включительно.

Пятый этап является своего рода чертой, после которой основную работу над базовыми формами можно считать практически законченной. На этой стадии большинство всего того, что раньше являлось неимоверно сложным для понимания и освоения, постепенно становится на свои места. Это не означает, что кихон можно забросить, а шлифовку мелких нюансов прекратить. Ни в коем случае. Вопрос в том, что именно на базе всего предыдущего опыта и ранее накопленных навыков начинается период практического осознания первопричин того, как на самом деле работают те или иные принципы, такие как кокю, авасэ, контроль и т.д. То есть открываются бесконечные просторы для дальнейшего обучения и качественного роста в технике, что раньше было бы попросту невозможно. Основная идея заключается в том, что дальнейший прогресс не имеет смысла без активной преподавательской деятельности, сопряженной с не менее интенсивными, чем раньше, самостоятельными тренировками, где примерно 50/50 времени отводится на базовые формы и непосредственно на айкидо как таковое, т.е. на то, чем это айкидо принято считать: использование силы противника на основе ситуативности, ощущений, техники, стратегии и тактики. Это требует неимоверного терпения и еще больших усилий. В противном случае прогресс попросту остановится. Речь в данном случае идет о стадии 3-5 дана, или в сумме 10-15 лет интенсивных тренировок.
Считается, что 5 дан является последним «техническим», за которым по прошествии многих лет следуют дальнейшие почетные степени «за заслуги» или «за вклад в развитие» и пр. Это ошибка. Остановившийся в развитии человек не сможет пройти дальнейший путь правильно и результативно. В случае остановки последует и неизбежная стагнация.

Большинство людей имеющих 3 дан и выше являются практикующими инструкторами и это не случайность. Только с высоты определенного опыта можно увидеть многое из того, чему стоит поучиться порой у собственных учеников, какие ошибки следует исправлять и в каком направлении совершенствоваться. А предела совершенству не существует.

© Антон Болотов 28.03.2013 г. [по материалам http://ренсинкай-айкидо.рф]

  • Андрей

    Добавить нечего... остается только соглашаться и ... пахать в зале и вне зала чем больше... ОС!

  • Алексей

    Действительно, сам всегда замечал, что после 3 дана техника у людей кардинально меняется, Ощущение такое, что они наконец-то поняли то, что давно искали. Люди становятся расслабленными настолько, что атакуя, ты их вообще не чувствуешь, а ощущаешь только удивление, прилетая на татами. Вроде только что шоменом его в лицо почти достал... и вдруг — татами.

    🙂

    Эх, мечта...

Top
Translate the page »