Секция Айкидо Това Додзе          

14 Январь 2014

Комментарии:

1
 Январь 14, 2014
 1

Практика многочисленных повторений одного и того же давно стала аксиомой при изучении единоборств. Однако это еще не весь рецепт формирования устойчивых нейронных связей определенного толка и вообще освоения материала на хорошем уровне. Многократные повторения должны быть еще и правильными. Неправильно повторяя движение, всего лишь хорошо научишься делать его неправильно 🙂 . «Секрет» этот существенно сложнее в освоении. Известно, что существуют мириады маленьких нюансов, которые ученики обычно не замечают в работе мастеров. Причина в узости восприятия тех, кто еще просто не готов воспринимать определенный материал. Самый распространенный вопрос при этом — почему должно быть именно так, а не иначе. Т.е. «видеть» и «понимать» – совсем не одно и то же. Именно поэтому у мастеров техники работают, а у учеников нет.

Любой среднестатистический человек скажет, что не имеет никакого значения, если рука чуть-чуть не там, нога не совсем так развёрнута и т.д. Учитель от ученика отличается тем, что понимает эту огромную разницу, которая вопреки мнению большинства чрезвычайно практична, а не является плодом фантазии. Ошибка постановки частей тела буквально в миллиметры может изменить всё, от снижения эффективности до полного сведения на нет всей техники. Важность нюансов чаще всего недооценивается более молодыми и только с ростом опыта, который может длиться от нескольких лет до десятилетий, приходит осознание важности мелочей, то что в Японии например – аксиома, не требующая доказательств. У нас же это чаще всего начинают понимать только по мере отступления сиюминутной необходимости спешной работы на результат. Какие могут быть нюансы, если надо быстрее, выше, сильнее и как можно скорее?

90% людей сразу пытается учиться техникам. Но без понимания это лишь тупое копирование движений, вникнуть в которые (в приемлемые сроки) большинство, как правило, не в состоянии. Естественно у любого человека внутри всегда присутствует какое-то объяснение происходящего, которое кажется логичным, иначе и быть не может. Кстати отсюда и огромная разница мнений на форумах, а также вопреки этой разнице — поразительное единодушие во многих вопросах в среде профессионалов. Именно пережитки традиционности закрытых восточных школ конца 19 начала 20 в.в. определяют подход «делай как я и возможно научишься». На самом деле это лишь повторение чужих объяснений без «чувствования техники», естественный отбор старого типа, позволяющий из 10 человек отобрать один талант, а остальных отсеять. Ну и естественно речь не шла о миллионах последователей, которым надо техническую чистоту школы донести в неизменном виде.

Сами традиционные школы давно начали понимать, что без систематизации знаний до мелочей далеко не уедешь. Поэтому (интуитивно во многом) методы некоторых школ вплотную подошли к методам, принятым в современной науке. Примером тому может быть старый добрый принцип обучения «от простого к сложному». Метод этот заключается в том, чтобы разбить технику на составные части, которые позволят ученикам увидеть, а потом и понять, из чего состоят элементы более сложные. Чтобы после было достаточно просто объединить эти несколько простых движений снова в одно, целостное. При этом результат будет зависеть не от того, как ученик сможет скопировать материал, а от того, сможет ли он понять те принципы, которые универсальны для любого БИ и лежат в основе всей двигательной активности, от лежания в кровати до сложнейших комплексов упражнений или ведения боя.

Любая техника состоит из простых кубиков — базовых элементов. Правильные перемещения, распределение веса, контроль и т.д., перечислять можно долго. Одной из самых распространенных ошибок является преподавание изначально сложных элементов, в то время как отработке базовых движений уделяется недостаточное внимание (это же скучно, а людям реальность подавай и поскорее). Показали, как делать, поделали немного в начале тренировки и сразу приступили к качалке или поединкам. Последнее, кстати, ещё более вредно, т.к. работа с партнёром нужна не столько для отработки базовой техники, как для развития чувства дистанции и тайминга – маай, а это уже более высокий уровень полёта. К по-настоящему же свободным же поединкам (спаррингам) вообще следует приступать не раньше 1 дана (если речь о каратэ) или 2-3 дана в случае с айкидо.

Главная проблема в том, что у многих не хватает терпения на постоянную качественную отработку базовых техник. Мало кто готов потратить несколько лет на шлифовку навыков базового характера в отрыве от поединков, раскрытию сути перемещений, постановку работы бедер, ударов и других базовых технических действий, т.е. изучение принципов, на которых они основаны. Это приводит к техническим, тактическим и стратегическим ошибкам. Обычно самостоятельно увидеть эти свои ошибки, понять их суть просто невозможно. Если же ученики изначально учатся понимать природу базовых движений, то большинства самых частых ошибок попросту не случается. Ошибки всегда есть результат непонимания и являются отличным индикатором, который показывает уровень восприятия техники и принципов учеником. Чем выше наше мастерство, тем больше внимания мы уделяем мелочам. Это кстати и является ответом на вопрос как оценить владение предметом без проведения поединков и соревнований.

[по материалам http://ренсинкай-айкидо.рф]

  • Алексей

    База, база... Даже люди, много лет плотно отрабатывающие базу, жалуются, что не всё гладко выходит. А если ты только начал заниматься, то перспектива следующие 20 лет делать только базовые движения, прежде чем перейти к чему-то более сложному, просто убьёт всё желание.

    Думаю, «для затравки» нужно всё же ученикам давать и более сложные техники, и джи-вазу, чтобы они понимали, ради чего в конечном итоге всё делается.

Top
Translate the page »