Секция Айкидо Това Додзе          

11 Январь 2018

Комментарии:

0
 Январь 11, 2018
 0

Уже много лет не утихают споры о применении айкидо в спортивных поединках и уличных драках, а также его якобы низкой эффективности в этой связи. В качестве основных претензий обычно выдвигаются давно известные штампы. Например: «айкидо против боксёрской двоечки не работает», «айкидоки бессильны против прохода в ноги», «ни одного представителя айкидо не увидишь в ММА» и т.д. При этом все доводы «против» обильно подкрепляются всем известными видеороликами, где глава Син Син Тоицу айкидо — К.Тохэй, например, «танцует» с борцом

или когда к некоему айкидоке в додзё пришел борец и тут же его эффектно победил

Огромную популярность в определенной среде имеют всевозможные видео, название которых начинается с «Айкидо против...». Достаточно начать набирать эти слова в поиске и материалов найдется множество. Причем зачастую самого сомнительного содержания с точки зрения профессионалов. Здесь то и проблема — на всех этих видео я лично не нашел айкидо. Совсем. Ну а где же оно есть? — Спросите вы. Вопрос вполне логичный, но сначала я бы порассуждал на тему «а где и каким оно должно быть». И здесь следовало бы рассмотреть саму мотивацию изучения айкидо и отношение различных его представителей к упомянутым вопросам.

В качестве первой иллюстрации рассмотрим широко известную идею «айкидо прежде всего должно быть эффективным в поединке». То есть люди, сформировав для себя такую цель, львиную долю времени тратят на то, чтобы приспособить его именно под своё видение в ущерб основам. В данном случае, в подготовку, помимо техник айкидо, часто включается ударная техника, работа по лапам и мешкам, спарринги, попытки работать с представителями других стилей, элементы партера, либо иные компоненты, которые в данном случае считаются обязательными для эффективности. Такое многоплановое айкидо, по их мнению, должно быть способно противостоять абсолютно всему, быть конкурентоспособным именно в сферах спортивных поединков или уличной драки. Иногда комплекс стремления к эффективности даже компенсируется по отношению к партнерам по тренировке показной грубостью и жесткостью. Существует видео, где несчастному укэ ломают руки, в то время как он в принципе доверяет партнеру. Глупо? По-моему да. Что же в итоге? Да, техники «эффективного в поединке айкидо» напоказ порой выглядят брутально и страшно, акцент часто делается на заломы и болевые воздействия до хруста костей, часто можно увидеть некую наработку всевозможных связок, приближенных к драке. Все технические действия жесткие и в основном силовые, так как речь обычно ведется о «мотивированном и сопротивляющемся партнере». Это словосочетание даже стало мантрой в определенных кругах критиков айкидо, а также среди желающих сделать из него некую мощную бойцовскую систему. Многие в данном случае также считают, что именно универсализация и стремление выработать навыки противостояния борьбе, ударной технике и многочисленным видам атак приносят свои плоды, и что именно это позволяет говорить об айкидо, как об эффективном БИ. Противостоять всем...Этакие идеи айки-ММА. Только вот сила исполнения техник, когда партнер при отработке в зале корчится от боли, почему-то определяющим элементом эффективности так и не стала, впрочем как и не вывела представителей данной группы в спортивные или иные состязания на уровне реалистичного противостояния с кем бы то ни было. Наверное все же методы не те?

Другой случай — это когда ставка сознательно делается на спортивные состязания под брендом айкидо. Ярчайший представитель этого жанра — соревновательное айкидо Томики, где помимо состязаний по ката существуют различного вида рандори. Примеры результата:

В данном случае сама система тренировок ориентирована на соревнования. Здесь даже комментировать особенно нечего, т.к. подобный путь уже проходило спортивное дзюдо, каратэ и пр., когда ради соревнований сначала были созданы правила, исключены или просто забыты за ненадобностью элементы, которые для такого формата не подходили и на «сопротивляющемся противнике» не получались. В итоге вышло то, что вышло и каждый сам решает, на что это похоже и в каком смысле эффективно.

В качестве третьего варианта можно упомянуть о так называемом философском акценте. Приверженцы данной позиции относятся к айкидо, прежде всего как к системе, позволяющей постичь неуловимое айки с помощью не сильно напряженных в физическом плане тренировок, порой даже делая упор на ритуал, медитации и разного рода манипуляции, целью которых заявляется развитие ощущения потоков энергии и непричинение вреда ближнему. Иногда за этим следует углубление во всевозможные упражнения, способные пожалуй улучшить самочувствие и хорошо провести время. Представители такого подхода к айкидо обычно все свои доводы начинают с фразы «О-Сэнсэй Уэсиба писал: ...» и притягивают цитаты к собственным представлениям о реальности. Контингент из этой группы к соревнованиям и поединкам изначально отношения не имеет, и это, пожалуй, разумное решение.

Конечно, существует и достаточно сбалансированный подход. Некоторые приходят в айкидо уже с солидным опытом контактных единоборств, другие начинают с нуля, однако на первый план в обоих случаях отнюдь не выдвигают поединки и состязания. Вопрос эффективности по мере роста опыта и приобретения навыков здесь теряет свою актуальность. Собственно на это просто нет времени и цели совершенно другие. На механическом уровне техники либо работают, либо нет. Чтобы это выяснить, не требуется соревнований с кем либо.

Вообще, непосредственно использование айкидо в конкретных ситуациях драки или самообороны зависит от навыков, которые удалось наработать, следуя тому или иному методу тренировок, личным психологическим и морально-волевым качествам. Ведь в реальных условиях вы не подниметесь до уровня своих ожиданий, а опуститесь на уровень имеющихся навыков. То, какими навыками человек обладает, как раз и зависит от того как он тренировался и что у него происходит в голове. Не суметь избежать конфликта и погасить его в одно — два движения ()по сути устраняя последствия неверных действий), это одно, но истинное мастерство попросту снижает вероятность развития конфликта до долей процента.
Разумеется, в качестве самых ярких примеров взяты крайности. На деле вариантов куда больше, часто они смешиваются и иногда принимают весьма причудливые формы, но на то оно и разнообразие. Беда только в отсутствии цельного критерия в виде результата у всего среза занимающихся. Однако, он и не может существовать, потому что разные цели предполагают разную реализацию. Люди, занимающиеся всевозможными интерпретациями айкидо, по сути сами формируют себе «повестку дня», и результат этого подхода напрямую зависит от того, каких ценностей придерживается человек, какое имеет мировоззрение и каких целей он хотел бы достичь.

Айкидо не зря стало очень многополярным явлением, включающем множество (уже по сути самостоятельных) стилей, весьма сильно отличающихся по акцентам и содержанию, вплоть до противоположных. Конечно, как и везде, существует инфляция данов, недоделанные «мастера», плохие инструкторы и прочие проблемы. Так происходит практически везде. Но, в то же время, различные варианты выбора предполагают возможность тренироваться в абсолютно любом ключе и любому человеку от 3 лет и выше. Кому что нравится. Если например детское айкидо — это явление совершенно отдельное, то взрослый формат (примерно от 13-15 лет) в каждом случае имеет характерные внешние признаки, указывающие на то, какие именно цели преследует занимающийся, и что он в итоге стремится получить. Многое также зависит и от инструкторов, на которых лежит полная ответственность за формирование целей у своих учеников, а также за способы их реализации.

Соответственно, говорить о том, что айкидо — единое монолитное понятие, в корне неверно. Как минимум следует уточнять о какой школе или сэнсэе идет речь.

Но возвращаясь к тому, как бы среднестатистическое «сферическое айкидо в вакууме» выглядело в поединках по спортивным правилам, думаю, можно рассуждать, исходя из того, как человек готовился именно к этому, или же не готовился вообще. При наличии правил, регламента и прочих ограничений, для того, чтобы быть эффективным, требуется уделять огромное время подготовке «на конкретные условия». Ведь даже профессиональные боксеры перед каждым боем готовятся на известного заранее противника. А если вдруг следует замена, то тут уж как повезет. Особенно если замена равноценная, и характеристики противника становятся сюрпризом. В массовых соревнованиях, когда участников много, потенциальный противник все равно отслеживается заранее, так как на него можно посмотреть в предыдущих поединках и сделать определенные выводы, оценить технический арсенал, степень его опасности и т.д. При этом немаловажными факторами остаются общефизическая подготовка, выносливость, общие технические навыки, качество перемещений и другие компоненты, которые спортсмен нарабатывает постоянно. Но ведь перечисленные качества и для айкидоки важны, если он серьезно занимается? Безусловно.

Но дело заключается еще и в том, что само наличие правил автоматически исключает из арсенала спортсмена многие вещи, которые попросту не нужны. Чтобы в спорте победить по каким-либо конкретным критериям, необходимо сосредоточиться именно на них, отбрасывая всё то, что не может принести очки или слишком сложно для исполнения. Зачем в боксе думать о защите ног, если по ним не наносят ударов или не пытаются повалить на пол? Зачем обязательно оставаться к противнику лицом, если запрещены удары по спине? Тактически можно на время спину отдать. По аналогии — если запрещено хватать за одежду, руки или голову, то и тратить время на это не принято. Собственно уделом спортивных единоборств стала узкая специализация. И от этого спортивные стили еще пожалуй более опасны чем комплексные системы. Это вопрос случая. И было бы неразумно задавать вопросы о том, кто победит, боксер или например самбист. Первый может удачно попасть одним ударом, второй — свалить с ног и взять на болевой. У всех свои достоинства. Отдельным явлением конечно является сравнительный новодел — ММА. Но, во-первых, там тоже имеется куча правил и ограничений, во вторых универсализация арсенала как раз является фишкой этого направления. «Чистых» спортсменов определенного стиля вы там уже не увидите. Так почему же чистые айкидоки должны там появляться? В то же время примеры, когда бойцы ММА интересуются арсеналом айкидо и используют его элементы на техническом (т.е. механическом) уровне, уже достаточно часто встречаются.

Если внимательно посмотреть на ролик, где борец без особого труда побеждает человека в хакаме в некоем додзё, то очевидно, что этот айкидока не сделал абсолютно ничего. Ни попытки ухода, ни контроля дистанции, ни атэми, ни ирими, ни-че-го! Ни единого технического действия, существующего в арсенале айкидо проведено не было, в то время как возможностей для этого было предостаточно. Это не значит что всё айкидо плохое или не работает, это говорит только о том, что перед нами плохой айкидока, который настолько уверовал в себя, что вышел поваляться с борцом и закономерно повалялся. Но следует обратить внимание на то, какой резонанс вызвал этот ролик и как удобно его использовать, чтобы показать людям, что именно айкидо не работает. И это несмотря на то, что оно, по сути, на этот поединок не явилось. Только борец себя показал. Штампы и сила масс-медиа в действии.

По моему мнению, айкидо вообще не создавалось для поединков с представителями других единоборств, БИ и видов спорта в спортзалах. С другими будоками и спортсменами лучше посидеть за чашечкой чая или в зале обменяться опытом без впадания в крайности, что отнюдь не является чем-то запретным, как многие себе представляют. А вот вопрос практического (т.н. «уличного») применения раскрывается сам по себе со временем. У кого-то лучше, у кого-то хуже. Что такое «применить приём айкидо» в некоем спортивном поединке в понимании большинства? По сути это попытки действовать механикой против сопротивления человека, который знает что «сейчас будут пытаться выкрутить руки». Но борьба противоречит всем принципам айкидо по определению. Где же принцип «тянут — иди вперед, толкают — поворачивайся»? А учитывая, что «механика» воздействия на суставы, работа коленями и центром не уникальны для айкидо, то зачем желающим это всё применять в поединках, заниматься именно айкидо? Ведь существует множество прекрасных соревновательных видов, где всё это делается под другим названием и с удовольствием, без претензий со стороны и конфликтов с адекватностью.
Формально, препятствий для участия айкидок в каких-то спортивных поединках нет. Вот только разумность этого вызывает большие сомнения. Конечно, кто хочет — пожалуйста, пусть занимается и этим. Но неплохо бы осознавать, чего конкретно хочется таким способом добиться, а также то, что играть придется на чужом поле и по чужим правилам. Хотя это вполне годится для того, чтобы разочароваться в айкидо, рассматривая его просто как набор неких приемов и технических действий.

Остановимся на том, что, согласно принятым правилам, айкидо в настоящее время не является соревновательным искусством, и что большинство поддерживает этот принцип. Всякого рода реформаторы и универсализаторы, все же в меньшинстве. Но наверняка многих до сих пор беспокоит вопрос, как же айкидо будет работать на самом деле, к примеру на улице, и на что это будет похоже.

Разумеется, в случае с грамотно подготовленным и опытным айкидокой, вы не увидите ничего такого, что обычно существует на видеороликах. Большинство видео — это показательные формы, такие, как скажем, всем известные демонстрации К.Тиссье или любых других известных мастеров. Все они призваны показать принципы, многие из которых слишком сложны для понимания без специальных знаний. Речь, в случае необходимости сделать что либо всерьез, пойдет прежде всего об использовании базовых принципов. О красивостях и амплитудах речи не будет. Оптимально использовать только короткие экономичные движения с минимумом стремления затягивать конфликт. Уж точно это не будет попытка выкрутить кисть человеку, который этого ждет или встать в стойку и сделать учебную технику под счет. Не будет и бодания на предмет того, кто кого техничнее выведет на бросок, ведь если сам айкидока конфликта не ищет, то и развивать его он не заинтересован.

Если технику необходимо сделать эффективной для самообороны, достаточно каждый момент контакта с оппонентом превратить в удар. И как следует из практики, выглядит это не очень красочно, а чаще со стороны даже непонятно, что вообще происходит. И уж абсолютно точно нигде не висит транспарант «внимание, сейчас будет айкидо». Так что если на улице айкидока свалит нападающего прямым в голову или печень пробьет с ходу, это будет именно айкидо. А вот если в случае с уличной ситуацией проблема затягивается дольше чем на 10-20 секунд, то это уже проблема для любого самооборонщика, вне зависимости от того, чем он занимается.

Айкидо не бывает против чего-либо. «Против» — это всегда конфликт. А айкидо изначально создано, чтобы приспособиться к ситуации и возникающий конфликт предупредить или быстро остановить. Бои же останавливает либо судья, либо нокаут и это очевидно не способ самоутверждаться в айкидо. Пожалуй даже понимание этой простой вещи способно ответить на вопрос, почему представители айкидо не соревнуются в поединках.

По материалам http://ренсинкай-айкидо.рф

 

Top