Сихан Ёсинкан айкидо Тсутому Чида.
Тсутому Чида, Сихан, 8 Дан, хорошо известен в среде людей, преданных Есинкан айкидо, а также является уважаемым человеком среди айкидок во всем мире. В рамках празднования Сиханом Джо Тамбу 30-летия создания организации Есинкан в Австралии, Сихан Чида посетил Мельбурн, чтобы провести ряд семинаров и поделиться со студентами своими обширными знаниями в айкидо.
немного неловко думать об этом сейчас.Что поразило вас больше всего в основателе школы Есинкан айкидо, Кантё Годзо Сиоде?
По всей видимости, это то, как быстро он реагировал [японское выражение указывает и на резкое движение или изменение направления]. Например, на вечеринке он иногда вставал и уходил домой без предупреждения, без опаски ... Для среднего человека иметь с ним дело было бы крайне затруднительным, он мог бы справиться с ним без особых усилий. Кантё сэнсэй часто делал такого рода вещи.
Помните ли Вы о случаях, которые показали суть подхода Сиоды Кантё к жизни и айкидо, в частности, во время Вашего пребывания в додзё в качестве ути-деси (личного ученика)?
Вскоре после того, как мой кохай [младший ученик] поступил в Хомбу [Штаб-квартира] додзе, я говорил ему о том, что нельзя делать чего-то плохого. По додзе тогда ходили слухи, что я был с ним слишком резок и в конце концов они достигли Канте сэнсэя. Неожиданно он меня вызвал к себе. Я объяснил свои действия, сказав, что именно хотел от кохая и какой причине. Кантё сэнсэй
выслушал и понял меня. Однако то, что произошло дальше, было особенно памятным, — он сказал, «Вы не можете командовать молодыми студентами в чем-то, но вы также не можете допускать их ошибки!» Казалось бы, он говорил две совершенно противоположные вещи! Но потом Канте сэнсэй
сказал мне: «Вы должны попытаться прийти к согласованию (гармонии) с ними.» В то время это была трудная для понимания вещь, но когда я думаю об этом сейчас, то чувствую, техники айкидо построены именно так.
Что включала Ваша повседневная жизнь в качестве ути-деси?
Конечно, жить в таком режиме было очень трудно на первый взгляд. В Есинкан Хомбу Додзе, ути-деси приходилось держать Додзе чистым и помимо этого принимать участие в каждой тренировке. Если вы были травмированы, вы все-равно должны были наблюдать за классом, сидя в сэйдза [традиционной позиции на коленях]. Когда я вел машину Канте, он всегда давал много указаний с заднего сиденья, и всегда хотел, чтобы мы ехали быстро, даже если у него не было документов! Все должно было быть спланировано заранее. Если вы опоздали, у вас проблемы, если вы появились раньше, у вас проблемы. Все должно было идти так, как запланировано.
Находясь в додзе, мы должны были знать о передвижениях Канте сэнсэя и его потребностях в любое время. Это было очень трудно! Нужно было думать о своей работе и обязанностях, а
также о Канте сэнсэе. Я должен был знать, когда он хотел выпить еще чаю, или когда надо
вытряхнуть его пепельницу. Почему это важно? Если вы знаете, что Канте сэнсэю нужно, то вы узнаете, когда он собирается нанести удар локтем в горло на демонстрации! Знаете ли вы заранее, как он будет реагировать на вашу атаку? Может быть, за миг до нее, но это достаточно долго, чтобы выполнить укеми, не получив травму ... иногда [смеется]. Жизнь ути-деси научила меня быть в курсе окружающей обстановки постоянно.
Вы были ути-дэси и инструктором Есинкан Хомбу в течение длительного времени. Это [понимание
обстановки] стало даваться легче ?
Да, я мог предвидеть его желания. Но так как у меня было уже больше опыта, соответственно
моя роль стала более сложной. Моя ответственность увеличилась и ожидания были выше. Оглядываясь назад, я размышляю о том, принадлежали ли эти большие ожидания Канте
сэнсэю или были моими собственными. А может и то и другое?
Можете ли Вы вспомнить какую-либо конкретную ситуацию или инцидент в вашей
профессиональной подготовке, который теперь Вы признаете, как поворотный момент в
понимании искусства?
Через два года после вступления в Есинкан Хомбу в качестве ути-деси, я поступил в университет. В то время в университете в клубе айкидо учили системе Айкикай. Конечно, моя техника была из Есинкан айкидо, поэтому я не мог изучать айкидо этим путем. В то время я начал думать: "Что такое правильный подход к айкидо? Исходя из того, что я уже узнал, я не старался относиться к ним как к технике Айкикай или технике Есинкан. Вместо этого, я сосредоточился на том, что правильно «в
айкидо». Тогда в Есинкан не так много шли по пути объяснения Риай (технической теории) в
айкидо. Однако после того как я вернулся в Есинкан из университета, то поверил, что этот
путь поставит Есинкан в выигрышное положение.
В чем разница между айкидо в Японии и айкидо за пределами Японии?
Большинство японцев считают айкидо самосовершенствованием [психическим или духовным], таким, как дзен-медитация. Но большинство людей за границей думают о айкидо [практически], как об инструменте для самообороны или фитнессе.Тем более в Японии, начинающие практикуют основные движения и мелкие нюансы в течение многих месяцев. За рубежом люди хотят узнать что-то
[практически] сразу. Оба способа имеют сильные и слабые стороны. Как учителя, мы
должны признать это и корректировать наше преподавание.
Скажите, как традиционному искусству, такому как айкидо, можно обучаться правильно в
западных странах, не используя культурных элементов — например, преподавать на языках этих стран, а не по-японски ?
Если не-японские преподаватели имеют большой опыт в айкидо, и обучались в Японии — как Джо
[Тамбу]который был в Японии много раз, [или как] Даррен Френд, Джон Маршалл и Пегги Ву,
которые окончили курсы «сенсюсэй» и стали Международными инструкторами — они узнали
суть айкидо. Я вижу доказательства этого в их учениках, в их айкидо, и в их манерах. Их
учат айкидо правильно. Язык может быть проблемой, но многие из терминов и фраз довольно старые, поэтому и самим [современным] японцам порой трудно понять их. Хотя с хорошим инструктором, я думаю, что это возможно [учить правильно, используя традиционные термины].
Коротко, Вы могли бы выделить то, что считаете философией айкидо, в том, как это практикуется и применяется?
Айкидо это путь/искусство гармонии. Все практикующие айкидо должны помнить об этом как можно лучше.После ухода из Есинкан в декабре 2007 года, я оставил свою организацию открытой для всех. Люди из других организаций, регулярно приходят на мои занятия. Когда я был приглашен Джо [Тамбу], чтобы преподавать в Австралии, я был очень рад приехать! Ведь Джо — старший сэнсэй Есинкан айкидо в Австралии.
Можно много говорить о гармонии, но, в конечном итоге, именно наши действия являются наиболее важной вещью.
На ваш взгляд, можно ли понять айкидо и эффективно практиковать искусство без полного
понимания его философских и культурных традиций?
Существуют различные степени понимания техники и философии айкидо. Никто в полной мере не понимает этого, несмотря на национальность или культуру. Философия айкидо и его техника являются одним и тем же. Если айкидо практикуется правильно и с соответсвующим духом, студент будет изучать философию внутри [в самом себе]. Я думаю, что это было намерение основателя айкидо Уэсибы сэнсэя. Практикуя айкидо должным образом,люди могут понять и принять идею гармонии и мира [это то чему учит айкидо].
С точки зрения его полезности в качестве средства самообороны в современном обществе, каковы сильные стороны айкидо и слабые стороны, если таковые имеются?
В традиционном будо, таком как айкидо, мы используем минимальное усилие для достижения цели. Таким образом, небольшие или менее агрессивные люди могут использовать айкидо, чтобы защитить себя. Айкидо также направлено на нейтрализацию злоумышленника без особых телесных повреждений. Конечно было бы намного проще остановить их, не заботясь об их потенциальных травмах. Тем не менее, большинство людей, которые стремятся в айкидо — как правило изначально менее агрессивны. Они не любят силовых методов защиты, и избегают быть вовлеченным в физический конфликт из-за своей природы. Это внутреннее колебание способно сделать их айкидо неэффективным. Айкидо учит двум вещам: до каких пор оставаться на месте и когда нужно двигаться.
Какой момент в вашей карьере был наивысшим (основным), а также наиболее спорным?
Я питаю большое уважение к моему учителю [Канчо Годзо Сиода]. Я оставался [в додзе] более 13 лет после того как Сиода Кантё скончался. За 30 лет проведенных в додзё оно было делом всей моей жизни. Оставлять [додзе] было очень трудно. Но как говорится, конец — это еще и новое начало. У меня есть возможность продолжать преподавание духа и техники айкидо Сиоды Кантё.
Глядя на то, как общество (как в Японии и на Западе) развивается сегодня, видите ли Вы будущее в традиционных боевых искусствах, таких как айкидо?
Кантё сэнсэй часто говорил: «Изучай старое, чтобы понять новое». Я считаю техники и философию айкидо ценными. Наша задача как учителей сегодня ,это наша обязанность — объединять прошлое с будущим. Кроме того, работа учителя заключается в развитии того, чему их учитель учил их самих, а не просто бездумно копировать. Айкидо, как и все будо, базируется на философии, а не на идеологии. В отличие от религии, мы не должны следовать строгим учениям [догмам], так как по сути свободны, для того чтобы найти свой собственный путь. Настоящей проверкой любого боевого искусства является испытание временем. Пока у нас есть что-то значимое, что можно предложить,
айкидо, будет продолжать существовать. Если оно перестанет иметь значение, то исчезнет.
Наконец, я хотел бы поздравить Джо Thambu сэнсэя с 30-й годовщиной учреждения Есинкан айкидо в Австралии и его непрерывным прогрессом в искусстве.
Перевод на русский язык:
Антон Болотов
2012 г.
Источник:
Комментарии:
0