Секция Айкидо Това Додзе          

12 Январь 2014

Комментарии:

0
 Январь 12, 2014
 0
В данной сфере мифов и заблуждений не меньше, чем бесконечных разговоров о том, какое БИ лучше и эффективней.Сегодня уже практически никто не считает нравственно-психологическую плоскость в боевых искусствах необходимым аспектом, который позволит достичь высоких результатов. Это заблуждение так прочно вошло в сознание современных западных последователей БИ, что в своих ожесточенных спорах, они даже не предпринимают попыток отойти от своих позиций полного отрицания влияния философии на саму суть БИ. Бесполезные споры, здесь, как правило, базируются на недостатке информации о самих истоках БИ и на избытке личных надежд. Но на что надеются такие люди? На то, что, изучая «нечто такое, чего не знает никто», они будут побеждать любого врага, желательно без особых усилий и наиболее эффектным образом, ну и еще без всяких последствий для себя.

Но желания приходят и уходят, а действительность остается. Меняются лишь постулаты, в которые вы так искренне, но, как правило, недолго верите. Давно доказано, что вера творит чудеса. И, соответственно, чем сильнее вера, тем больше возможностей открывается для человека. Но когда ее нет, когда желание быстрого и сиюминутного эффекта или гипотетического могущества разбивается об обычную и часто тяжелую действительность в виде не месяцев, а лет (порой десятков лет) упорных и нудных тренировок.

Что же понимать под верой и философскими взглядами на жизнь? Как понять, во что стоит верить, а во что – нет?. При наличии сильной веры, это для многих уже не важно. Вера — это то самое необходимое условие, тот самый золотой ключик, открывающий дверь, в которую многие так долго и безответно стучатся. Какой стиль БИ самый лучший? Какими приёмами надо владеть, а какими нет? Какое оружие надо использовать, а какое можно игнорировать, и т.д. Но какая разница, какой использовать метод, если вы перестаете верить в те знания, которым вас обучают ваши учителя? Если вы верите в определённую модель окружающего мира, со всеми истекающими из этой модели стереотипами поведения — значит, вам не столь важно, ЧТО использовать, а важно, как и для ЧЕГО. Если вы следуете вашим внутренним убеждениям, то любая техника будет действовать, как действует исправное, хорошо вычищенное и смазанное оружие — без осечек.

Это неотъемлемый компонент психологической подготовки настоящих воинов. Никакая методика и никакие приемы не будут эффективными, если обучаемый не будет иметь определённых психологических и иных фундаментальных познаний, а также неизвращенных нравственных убеждений. Поэтому необходимо сначала понять, во что же верит сегодня среднестатистический поклонник БИ и какие идеалы он в них ищет.

Мир БИ представляет собой сложное нагромождение весьма противоречивых мифов и общепринятых глупостей, рассматривая которые, можно определить как основные проблемы, так и основные опорные моменты провалов в психологической подготовке современных адептов БИ.
Многие верят в существовании «смертельных» или, по крайней мере, «более эффективных» техник, чем соответствующие действия в спортивной борьбе или боксе, которые при желании будут доступны всем налево и направо. Это не так. Любое действие подразумевает своё противодействие и свои видимые и невидимые последствия. «Око за око, зуб за зуб» — не правда ли знакомое выражение? Оно точно отражает тот принцип, который вне всяких сомнений проявляется на практике.

Отрабатывая тактику применения этих действий с партнером, надо не забывать о непрерывности жизни, о том, что ваша жизнь не заканчивается с окончанием того или иного удара или «эффективного» приёма. Все читали о том, как тренировались великие мастера, но большинство практикующих БИ совсем не склонны поступать так же. Мол, занимаемся «для себя», а значит для чего нам какие-то понятия о законах сохранения энергии, о том, например, что воздействие на болевые точки запросто может весьма чувствительно и негативно вернуться к самому исполнителю, ведь другой человек получит медаль более высокой пробы, если не станет думать об этом?
Если вы хотите, чтобы действие было неотразимо и обладало реальной боевой мощью, то должны наверняка знать, что психологически готовы их применить, и что последствия не затронут ни вас, ни ваших родных, да и вообще никого другого. Только после этого можно практически вводить приёмы БИ в свою жизнь как в самом додзё, так и (особенно!!!) за его пределами.

Если не помнить об этом, то в реальном бою такие знания, скорее всего, выскочат у вас из головы. И вы будете крошить кости своих врагов, или людей, которых вы вдруг назвали «врагами», не задумываясь о последствиях. А чтобы потом оправдать свою неспособность к обдуманным действиям — то есть, нежелание упорно и вдумчиво работать над собой — вы начнете говорить о том, что жизнь жестока и только подобные действия «применимы в реальном бою и в реальной жизни». Это принцип маниакальной конфронтации, не имеющий ничего общего с гармонией, которая в Айкидо стоит во главе угла. Здесь то и зарыта собака, которую лелеют адепты состязательных единоборств и спортивно-прикладного мордобоя. Их «искусства» выхолощены и низведены до состояния развлечения для «прогрессивного человечества» в 20-21 веке. Никакого искусства в том, чтобы эффектно шинковать врагов в салат направо и налево, показывая это всему миру, попросту нет.

Этот шаблон налеплен сегодня и на «смертельные» прикосновения, и на большинство приемов так называемого «кунг-фу», и на все способы применения холодного оружия всех стилей БИ — словом почти на все, что хотя бы чуть-чуть сложнее простого удара в нос с размаху. Все это идет под вывеской того, что любая техника применима, если цель оправдывает средства.
Но суть всё равно одна и та же: жизнь сама все расставляет по своим местам – для того, кто по своим внутренним качествам не может быть носителем таких знаний, БИ скорее всего останутся лишь спортивным средством самовыражения, а психологического прогресса не будет вовсе. Практика это наглядно подтверждает.

Другой популярный миф — мастера на семинарах дают «ширпотреб для лохов», чтобы затем отбирать из этих самих лохов наиболее подходящих по каким-то особым качествам кандидатов, которым, в конце концов, когда-нибудь, наконец-то передадут те самые «секреты школы», которые сделают их непобедимыми. Это очень удобная позиция для тех, кто прикрывает своё собственное незнание. Такой подход дает возможность безбоязненно критиковать всех, зная, что если их «техника» или «методика» будет разоблачена, как неэффективная или неверная, то всегда можно будет сказать, что это и был тот самый «проверочный ширпотреб», который ему всунул «плохой» учитель. А раз уж ученик оказался столь умен, что догадался об этом, то этим самым он ставит себя выше своего учителя, превозносит свое «Я» и доказывает себе самому свою пригодность к дальнейшему посвящению в тайны других школ.

Не случайно столь популярными стали «бои без правил», то есть, схватки между представителями разных стилей и школ, в которых хотя бы теоретически допускается применение всех возможных способов воздействия. Все хотят увидеть в них те самые «смертельные» приёмы и украсть их. Они ошибаются. Раньше открытость различных школ БИ имела под собой четкую психологическую подоплеку: большинство самых эффективных приемов БИ требуют очень большого труда, прежде чем станут по-настоящему эффективными. Причина здесь именно в их базовости, а значит — скрытости. Раньше, практически каждый, кто когда-нибудь видел приёмы какой-нибудь школы, сразу погибал от этих приёмов, или, если оставался жив, накапливал какими-то соображения насчет оптимальной (для себя и своих возможностей) защиты от этих техник. Но ни в коем случае не овладения теми же самими техниками. Именно так, потому что базовые движения чужих школ всегда требуют длительных тренировок, упорного труда, и владения базовой философией. Выражение «высшая техника — это до блеска отточенная база» наиболее полно отражает то, что подавляющее большинство предпочитает не замечать в погоне за пресловутыми секретами того или иного искусства. Нет ничего серьезнее простого прямого удара кулаком, который отрабатывался по нескольку тысяч раз в день на протяжении нескольких десятков лет с твёрдым убеждением, что сила этого удара принесёт процветание своим родным и близким и смерть их врагам. И при таком уровне наработки этот простой удар будет действительно смертельной техникой. Никакая чужая «секретная техника» его не заменит и не превзойдет. Секрет является секретом для того, кто не видит и не слышит очевидных вещей.

В залах учат настоящим Боевым Искусствам – такое тоже слышно на каждом шагу. Да, в залах обучают техникам. Но зал лишь создает идеальные условия, а сэнсэй лишь задает вектор развития. Психологически и нравственно человек меняет себя сам. В жизни все иначе, поскольку противника надо атаковать неожиданно и в максимально невыгодной для него ситуации, невзирая на обстановку, рельеф местности и прочие нюансы, которые в зале не учитываются. Профессионалы спорта готовятся к высшим достижениям месяцами и к определенному сроку, зная, когда именно потребуется приложение всех сил. Реальность не дает таких поблажек и БИ должно в идеале подготовить человека к любой ситуации в любой момент времени и в любом месте.
Когда вы выходите даже на самый жестокий контактный спарринг, вы все-таки знаете, что противника всегда можно остановить. Он находится прямо перед вами. Он один. Он вооружен (или нет) точно также как и вы, и, как правило, находится в сопоставимой весовой категории. Он не начинает атаки без команды. Он прекращает бить вас, как только вы сдаетесь или как только вы получаете серьезную травму. Наконец, у вас под ногами гладкий пол без ям и кочек. Нужно ли говорить, что реальность требует немного другого подхода?

Отработав технику в зале, доведя ее до уверенного исполнения, вы выходите в жизнь. Там на вас нападают сзади, сбоку, без предупреждения, вдвоем, втроем, толпой. Бьют и убивают реально. Так продолжается всю историю человечества. Некоторые народы успешно выживали в этих кровавых мясорубках, а другие бесследно исчезали. Секрет в методиках. В построении процесса обучения тех, кому поручена роль воинов, а прежде всего, в той психологической и философской подготовке, которую им прививали. Важность правильной методики никак не сводилась к простому натаскиванию на определённые приёмы или удары. Воин проходил комплексную подготовку.
Действие, выполненное не к месту (беспричинно или неспровоцированно) или не во время, фактически равносильно поражению, а неуверенность, как правило, лишь усугубляет ситуацию, приводя даже неплохо наработанную последовательность действий к судорожному и неэффективному маханию кулаками.

В этом видимо и заключается суть философии Айкидо – не сами техники, а изначальное пресечение действия противника еще на фазе их подготовки, что зачастую более выгодно, нежели разрешать проблемы в самом его разгаре.

Так когда же стоит выкручивать суставы человеку, который вроде стал вашим врагом? Ситуации бывают разные — может вам и придется когда-то уничтожить врага буквально, но это не панацея, не руководство к действию и явно не рекомендуемый стереотип поведения. Тем более с ростом реального опыта вероятность такой ситуации начинает стремиться к нулю.
Практически все ученики Уэсибы пишут о том, что для того, чтобы удачно применять айкидо, «необходимо предварительно хотя бы иметь хоть долю открытого сознания», но у современных айкидок, к сожалению, это самое знание превратилось в ту же церемонно-ритуальную «подачу» непонятных движений, а во многих школах вообще пропало. То есть, полноценной проработки не стало, а следовательно, пропала возможность научиться чувствовать и знать причины возникновения экстремальных ситуаций. Откуда возьмется та самая необходимая связь с реальностью? Та самая психологическая подготовка?

Мало кто из современных айкидок может похвастаться тем, что он следует букве и закону искусства, то есть, использует техники, как инструмент для реализации своего отношения к окружающим, как результат определённой мотивации, основанной на глубоких знаниях. Таким образом, виновато не айкидо и не Уэсиба — виноваты те, кто доводит до абсурда принципы и искажает методики, а это сегодня не делает только ленивый.

Любая техника должна быть проработана не только всесторонне, но и гармонично, их применение никаким образом не должны вступать в конфликт с внутренними убеждениями человека. И дело здесь вовсе не в каких-то особых секретах, а в знании необходимых пропорций того и другого. Но техника при этом, как правило, применяется простейшая, основанная на «чувстве противника».
Философский аспект подготовки является не отдельным разделом системы настоящего БИ — она пронизывает всю ее целиком. Подготовка к боли, крови, действиям на фоне физической усталости, действиям в состоянии страха. Вот тут то и необходима самая главная и трудная работа — работа над собой и над своим «Я». Поэтому единственная вещь, в которую вы можете верить — это те знания, которые вы применяете в жизни и та методика, которую вы практикуете. И ничего больше.

© Антон Болотов [по материалам ренсинкай-айкидо.рф]

Top