Секция Айкидо Това Додзе          

15 Январь 2014

Комментарии:

0
 Январь 15, 2014
 0
Любая атака это действие, направленное на вход в чужую зону ма-ай и далее на:

1) блокирование действий нагэ (ситэ) удержанием (хватаем и не даем ничего сделать)
2) завершение захвата активным переходом к контролирующему воздействию (т.е. осаэ-вадза) – фактически толкаем или ведем, либо входим на бросок.
3) проведение обманного движения, выказывая намерение захвата и переходя к иным действиям по мере необходимости – финты ушами (используются редко :))
4) Вытаскивание на себя для удара второй рукой (или ногой) – «тянущая» атака, либо «раскрытие» путем убирания рук с пути (или их завязки узлом). Может быть вытягивание для кудзуси. Опять же возможен комбинированный бросок, например тэнчи нагэ.
5) Отталкивание (типа взяли за грудки, плечи или локти и толкаем)

В любом случае, это целенаправленное действие, продолженное во времени по одному из вариантов.

Что же такое «нормальная» атака ? Это атака, которая продолжается, пока эту возможность не пресекут каким-то образом кардинально, в том числе она продолжается и во время попыток ее пресечения. Иными словами, в атаку нужно вкладываться с умом, без фанатизма, но очень нацеленно и осмысленно. Если вы не понимаете, для чего взялись за руку партнера, или не выполнили задачу «захватить и продолжить атаку» – можно даже времени не терять на дальнейшую наработку техники. И это еще не всё. Обычно укэ начинает двигаться правильно, а когда выполнят захват (либо его им дадут выполнить, либо в момент захвата пошла техника), считают свою миссию законченной и прекращают атаку, т.е. просто останавливаются (а иногда еще и говорят – «я сейчас тебя тут ударить могу другой рукой» или наоборот – отдают руку и мол делайте что хотите). Это грубейшая ошибка, приводящая опять же к бессмысленности работы с такой «атакой». Лучше сразу этому «укэ» прямой правый в челюсть, чтоб не мучался. Парадокс (или может печальная тенденция) в том, что многие инструкторы этого сами не понимают до конца и потому не могут объяснить эти простые принципы своим ученикам (видел такое сам и был шокирован).

В случае остановленной атаки сразу можно говорить о том, что условия для техники не созданы, «коннект» системы сил в виде связки кинематических цепей рвется (в иной терминологии — укэ подал ки до (и для) захвата, а потом ки «обрывается», поэтому нагэ не с чем объединяться).

Вывод – атака должна в учебном контексте не только имитировать заложенные в нее условия, но и использоваться по прямому назначению. Чаще всего много времени тратится бессмысленно, когда укэ не создает нужных условий чтобы преследовать определенные цели, а наге (ситэ) еще не способен их создать (организовать) самостоятельно. Правильная атака должна полностью (!!!) соответствовать изучаемым ситуациям. В противном случае можно вести речь об отсутствии атаки вообще. Подержались и разошлись.

Далее сразу нужно оговорить отдельно разницу между :

1) Мот(ч) и ?? – крепко держать что-то в руках; владеть чем-либо. Означает состояние.

2) Т (Д) ори ? – брать, делать своим. Означает сближение и «взятие» руки для проведения технического действия. Термин «тору» ?? здесь – незаконченность захвата противника, т.е. продолжающееся действие.

Т.е. эти термины, несмотря на внешнюю схожесть их практической реализации, отличаются с точки зрения преподавания, укеми и, в некотором роде, прямо указывают на стилевые различия, наводя порой на интересные выводы. Мало того, в языковедческих трудах это далеко не синонимы. Соответственно использовать их со знаком равенства при рассмотрении атаки считаю не совсем корректным. Но это тоже лирика.

Захваты очень многообразны в разных стилях и несут свою смысловую нагрузку. Какую – другой вопрос. Можно хватать за одежду, запястья, локти, плечи, обхватывать руки-корпус, идти на удушения и пр. Где-то некоторые компоненты исключены, где-то может даже избыточны. Потому имеет смысл описывать виды атак и смысловую нагрузку их наработки применительно к стилям, где они используются.

© Антон Болотов  [по материалам http://ренсинкай-айкидо.рф]

Top
Translate the page »